В 1804 году митрополит Гавриил, находясь в Одессе, познакомился с молдавским дворянином Александром Теутулом, владения которого , состоявшие из из двух участков по 25 десятин, находились на берегу моря, в район Большого Фонтана. Александр Теутула неоднократно заверял митрополита о своем желании построить здесь церковь и маяк. И в 1814 году Теутул подал митрополиту Гавриилу письменное свидетельство о том, что его фонтанское поместье передается Кишиневской митрополии. Интересна и трагична история щедрого пожертвования. Однажды Александр Теутул в вечернее время на высоком берегу моря развел костры. Греческое судно, шедшее в Одессу, приняло огни за маяк, взяло неверный курс и разбилось. При этом погибли несколько человек. Александр Теутул был очень опечален происшедшим несчастьем. Видя в этом связь со своим неисполненным доселе обетом, Теутул одарил оставшихся в живых моряков и пожертвовал свое фонтанское поместье Церкви для устройства на этой земле храма и маяка в предупреждение подобных несчастных случаев. Митрополит Гавриил направил письмо одесскому губернатору Дюку де-Ришелье, и разрешение на совершение купчей крепости на пожертвованную землю вскоре было получено.

В 1837 году монастырю принадлежало уже больше 158 десятин земли, что составляло 173 гектаров. Во второй половине XIX в. земельные угодья монастыря увеличились. К 1910 году угодья монастыря состояли из 356 десятин, что составляло почти 390 га. В настоящее время монастырю принадлежит лишь не многим более 6 гектаров земли.
Митрополит Гавриил с разрешения Святейшего Синода в 1814 году основал на пожертвованной земле архиерейское подворье, за два года построив деревянную церковь в честь Успения Божией Матери. В то же время началось и сооружение маяка. Но поскольку для постройки маяка требовались большие расходы, то окончание строительства маяка было передано гражданскому морскому ведомству, которое в 1827 году и завершило устройство маяка. Впоследствии маяк несколько раз перестраивался и был перенесен на другое место, так как ему угрожали обвалы.

В 1823 году Святейший Синод ходатайствовал перед государем императором Александром I о преобразовании архиерейского подворья на Большом Фонтане в Одессе в Успенский мужской монастырь и о назначении настоятеля и монашествующей братии. 1 июня 1824 года Святейшим Синодом было принято постановление о преобразовании Фонтанского архиерейского подворья в Успенский мужской монастырь. Указом Кишиневского митрополита первым настоятелем обители был назначен архимандрит Феофил.
В 1825 году состоялось освящение каменного собора, который был воздвигнут на месте прежней деревянной церкви. Главный престол собора был освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы. При помощи щедрых жертвователей собор был украшен богатым иконостасом, святыми иконами, утварью. К этому времени кроме величественного Свято-Успенского собора, были уже построены двухэтажный архиерейский дом, трапезная, кухня, гостиница для приезжих, устроены колодцы, насажены виноградники, построена каменная ограда.
В 1834 году на средства одесского купца 2-й гильдии Владимира Харламбу и его супруги Дарьи был построен второй монастырский храм с колокольней в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». Так как прежний Свято-Успенский собор монастыря после 1936 года был разрушен, храм «Живоносного источника» впоследствии был освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы. На месте разрушенного собора в 1953 году соорудили водосвятную часовню. Здесь в праздник Крещения Господня и в другие назначенные для этого дни совершается крестный ход и освящение воды.

После 1834 года монастырская братия на свои средства построила небольшую, третью, церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая. Из сохранившихся архивных документов известно, что в 90-е годы XIX столетия она была перестроена и обновлена. Приблизительно в 1920 году с восточной стороны Свято-Никольской церкви был пристроен братский корпус, который и ныне находится под одной с ней крышей.

В 1880 году решено открыть в епархии второй викариат с целью дать епархиальному архиерею возможность успешно бороться с сектантами. Первый викариат открыл святитель Иннокентий в 1853 году. Викарному епископу повелено было именоваться Одесским. Епископы же второго викариатства именовались Елисаветградскими. Место пребывания им было отведено в Свято-Успенском монастыре на Большом Фонтане. На них возлагалась обязанность быть настоятелями обители и ведать делами Одесского духовного училища.
До 1922 года лампада монашеской жизни в Свято-Успенской Одесской обители еще светилась. Но некоторые из них рассказывают нам о тяжелых испытаниях, выпавших на долю обители, доносят до нас сведения о церковной ризнице монастыря, которая изобиловала дорогой утворью и предметами старины, как, например, Евангелие с серебряным окладом 1829 года, Евангелие кованное, оплечья на икону Божией Матери с венчиком, оклады с эмалью и камнями. Они же рассказывают, сколько было в каждом храме монастыря образов в драгоценных ризах, вследствие чего мы можем узнать, какие находились в обители чтимые иконы. Это – икона Спасителя в серебряном окладе с короной и венцом, икона Успения Божией Матери, большая икона семи священномучеников Херсонесских в дорогом окладе, икона Божией Матери Скоропослушницы, находившиеся в Свято-Успенском соборе монастыря. В храме «Живоносного Источника» были две чтимые иконы: Божией Матери “Живоносный Источник” и “Похвала Богоматери”. В Свято-Никольской церкви — Касперовский образ Богоматери и святителя Николая Чудотворца. Более того, в этих документах имеется подробное описание уничтоженной Свято-Успенской церкви, что чрезвычайно увеличивает их ценность: «Главный храм каменный, одноглавый. В передней части украшен священными изображениями. Имеет три входа: с западной, северной и южной стороны. К западному входу пристроена паперть, фронтон которой поддерживается четырьмя колонами. При северном и южном входах устроены каменные помосты…»
После закрытия Свято-Успенского монастыря богоборцами в 1922 году, мятежный ветер гражданской войны и смутного времени рассеял насельников монастыря по всему лицу страждущей Русской земли.

В 1944 году началось возрождение монастыря. В родную обитель возвращаются бывшие ее насельники. Монастырь начинает благоустраиваться. В 1946 году Свято-Успенский монастырь впервые посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий I. С этого времени в монастыре была устроена летняя резиденция Патриарха, который стал ежегодно на несколько месяцев приезжать в обитель. В связи с этим Свято-Успенский Одесский мужской монастырь стали именовать Патриаршим.

В 1961 году, во время хрущевских гонений на Церковь, из центра города была переведена и размещена в бывших помещениях гостиницы Свято-Успенского монастыря Одесская духовная семинария. В 1965 году в Свято-Успенский мужской монастырь была перенесена резиденция правящего архиерея Одесской епархии, который является и ее священноархимандритом — настоятелем монастыря. В 1967 году в покоях летней резиденции Патриарха Московского и всея Руси была устроена небольшая крестовая церковь, священная в честь преподобных Сергия и Никона, игуменов Радонежских, всея Руси чудотворцев.

В 1988 году, в год 1000-летия Крещения Руси, над Свято-Никольской церковью был сооружен шлемовидный купол и перестроена колокольня. Настоящего расцвета достигла обитель при вступлении на Одесскую кафедру Высокопреосвященнейшего Агафангела, митрополита Одесского и Измаильского, который неустанно трудится над благоукрашением монастыря. Его молитвами и усердием построены новый великолепный собор в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник», колокольня с надвратным храмом в честь св. князей-страстотерпцев Бориса и Глеба, ставшая шедевром одесской архитектуры.

В период архипастырского служения Владыки митрополита сооружены деревянная часовня на братском кладбище и поклонный Крест на центральной аллее, возведены новые митрополичьи и наместничьи покои, двухэтажный и трехэтажный братские корпуса, реконструирована Патриаршия резиденция, проведены новые коммуникации, обитель вымощена плиткой и подключена к газовой магистрали.

Порядок богослужения в монастыре слагается из молитвенного чтения и пения в определенное время суток. Богослужебный суточный круг начинается с вечера. В 17 часов летом, зимой — в 16 часов благовест к богослужению собирает всех в монастырский храм, где совершаются службы Вечерни и Утрени. Поздно вечером совершается вечернее молитвенное монашеское правило. День в обители начинается молебном перед ракой с мощами преподобного Кукши Одесского. Затем совершается утреннее молитвенное монашеское правило, где монахи благодарят Бога за все Его благодеяния роду человеческому, за пробуждение к настоящему дню и службе, просят благословения и помощи достойно совершать каждому свое служение и послушание в течение дня и тем восхвалить неисповедимую благость Божию.

В Свято-Успенском храме монастыря хранятся святыни Православной Церкви: частица древа Честнаго и Животворящаго Креста Гоподня, часть ризы Христа Спасителя, часть хитона Пресвятой Богородицы, ковчег с мощами святого Андрея Первозванного (правая стопа), ковчег с мощами святой праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы, святого апостола Луки, святого первомученика и архидиакона Стефана, святого великомученика и целителя Пантелеимона и многих других святых, чудотворная местночтимая икона Божией Матери, именуемая “Млекопитательница”. Этот святой образ написан афонскими монахами в XVII-м веке.

В 1964 г. в Одесском монастыре окончил свой земной путь бывший афонский монах, известный во всей стране старец святой жизни схиигумен Кукша (Величко) За его подвижническую жизнь Господь прославил его дарами: молитвы, прозорливости и чудотворений. После блаженной кончины схиигумена, 24 декабря 1964 года, чудеса и исцеления происходили при его могиле на монастырском кладбище. 29 сентября 1994 г. произошло обретение мощей приснопамятного старца. Священный Синод Украинской Православной Церкви на своем заседании от 4 октября 1994 года, тщательно изучив материалы о жизни и подвижнической деятельности блаженнопочившего старца, рассмотрев свидетельства чудесных исцелений, совершившихся на его могиле, за святость жизни и в связи с несомненным почитанием старца народом Божиим, постановил причислить схиигумена Кукшу к лику местночтимых святых. Торжества канонизации проходили в Свято-Успенском Одесском мужском монастыре 22 октября 1994 года. С этого времени в Свято-Успенском храме монастыря находятся святые мощи преподобного Кукши Одесского.

 

Одесский Успенский монастырь фото

 

Одесский Успенский монастырь на карте